Театральная студия как площадка реализации творческих способностей

Кружковая работа является одним из направлений программы социальной реабилитации в учреждениях социального обслуживания и занимает особую нишу в рамках деятельности психоневрологического интерната.

Одно из ответвлений кружковой работы — «Театральная студия», которая включает в себя театрализованные мини сценки, песни, стихи, танцы и дополнительное тематическое взаимодействие с залом.

В нашем учреждении сложилась традиция — готовить театрализованные представления к праздникам в исполнении проживающих. Участие в репетициях и показах принимают взрослые люди-инвалиды с различными психическими расстройствами и разным уровнем общеобразовательных знаний и навыков. Первые шаги совместной работы с проживающими нашего учреждения давались нелегко: участники были скептически настроены на успех и отклик со стороны зала, они испытывали трудности в заучивании больших текстовых сценариев и выражении эмоций на сцене.

Первое наше театральное произведение называлось «Муха-цокотуха», в эту работу мы вложили много сил и времени. Сценарий в стихотворном комедийном жанре включал в себя танцевальные и песенные элементы. В данном произведении принимали участие всего 5 человек из разных отделений, и каждый из них старался внести свой уникальный вклад в обогащение своей роли. Они импровизировали, добавляли свои жесты, мимику, интонацию и даже дополнительные реплики в свой текст. С каждой последующей репетицией ребята все гармоничнее вживались в свои сценарные роли, их отношение к совместной работе становилось все серьезнее, градус ответственности повышался, а мотивация выступить на отлично выросла в разы. Они понимали, что их выступление придут смотреть проживающие всего интерната, медицинский персонал и руководство нашего учреждения.

Вот и наступил наш звездный час! Премьера прошла успешно в сопровождении бурных аплодисментов зрителей. Счастью не было предела! На сцене прошло большое количество репетиций, и актеры прочно освоились на этом месте.

После просмотра праздничной постановки, желающих вступить в «Театральную студию» среди проживающих возросло. Среди них была молодая женщина, которая не умеет читать. Мы оценили ее компенсаторные способности, и оказалось, что в детстве она имела опыт выступления на сцене и у нее неплохая память. Она с удовольствием приняла предложение о том, что будем учить ее чтению и письму на индивидуальных занятиях, а пока она будет учить текст своей роли с помощью озвучивания педагогами учреждения и медицинским персоналом на отделении. Так и поступили.

Команда набралась из 8 человек. Мы готовились к празднику «День влюбленных». Новички испытывали некоторые трудности в адаптации к новой для них деятельности, но благодаря педагогам и старым опытным участникам, которые оказали значительную поддержку новеньким, им удалось преодолеть страхи и сомнения в своих актерских способностях. Хорошим фактором стало то, что опытные и новенькие участники состояли в дружеских отношениях. Трем парам предстояло сыграть три различных сюжетных линии пьесы Ромео и Джульетта сцены на балконе, а четвертой досталась роль ведущих, на которых лежала ответственность рассказать краткую историю о драматической ситуации Ромео и Джульетты, представлять выступающих и комментировать их разыгранный сюжет в романтических ролях. Вся театрализованная постановка была выполнена в комедийно-романтическом жанре, что оказало позитивное воздействие на зрителей. Выступление актеров сопровождалось громким смехом и бурными аплодисментами, некоторые даже выкрикивали слова благодарности за такое оригинальное, живое и развлекательное шоу.

Вторым номером выступали женщины с задорным русско-народным танцем под песню «В роще пел соловушка». Зрители были в восторге от техничности  исполнительниц запальчивого танца. На десерт все участники праздничной постановки вскрыли красивую рукодельную коробку, именуемую «почтой Святого Валентина» и раздали всей аудитории подписанные валентинки – этот подарок зрителям был подобен вишенке на праздничном торте. Актеры поздравили всех с праздником «Святого Валентина» и с поклоном удалились со сцены под бурные аплодисменты.

В ходе работы нашей театральной студии в ПНИ-9 мы могли наблюдать за личностным, социально-психологическим и творческим развитием участников театрализованных постановок. Репетиции танцевальных номеров способствовали развитию мышечной памяти и координации движений проживающих. Сам факт подготовки к выступлению и само выступление удовлетворяет потребности в признании и значимости.

Участие проживающих в театральной деятельности позитивно влияет на разные стороны жизнедеятельности получателей социальных услуг.

А.Р. Баркова, руководитель театральной студии